Стивен Мулбергер

Стивен Мулбергер.

 

Захватчики.

 

В нашей последней лекции, мы увидели, что история Британии в последней половине V века и во всем VI веке была сплошной то разгорающейся, то затихающей войной между коренными британцами и саксами-переселенцами. Мы рассмотрели конфронтацию с британской стороны, тем рассмотрим ее с другой.

 

Наш лучший письменный источник – Беде (он писал в 731 году). Беде был талантливым и добросовестным источником, и даже он не знал практически ничего о деятельности его собственных предков до прибытия римских миссионеров в 596 году. Он упоминает имена Хенгиста и Хорсы, и перечисляет их предков, начиная с Водена. Он знал или предполагал, что англичане прибыли в Британию около 150 лет до появления проповедника Августина в Кенте. С другой стороны, почти все его материалы происходят от Гилдаса.

 

Англосаксонская хроника содержит гораздо больше прекрасно изложенных материалов о происхождении королевских династий в южных королевствах Уэссекса, Сассекса и Кента. Материалы датированы год за годом, и, по-видимому, дают картину основания английских королевств. Но чего стоят эти материалы? Англосаксонская хроника создает впечатление записи современником событий год за годом, впечатление, придающее убедительность этим анналам. В действительности, часть хроники, посвященная V и VI векам, является реконструкцией. Хроника начинала писаться в конце 800-х годов, более чем через 150 лет после Беде. Большая часть деталей, которые описаны в Хронике и которых нет у Беде вероятно являются легендарными.

 

Единственное, что защищает историю происхождения англичан от безнадежной неизвестности это археологические данные о захватчиках, с помощью которых можно проверить письменные источники. Различные племена, которые прибыли в Британию из северной Европы в V и VI веках были все еще языческими. Их погребальные обычаи были двух типов: кремация, и захоронения пепла в урнах; и захоронение тела вместе с различными вещами. И урны и захороненные в могилах вещи, могут быть использованы для грубой хронологии. Стили керамики, брошей и ювелирных изделий могут быть сравнены с таковыми по всей северной Европе, и легкая датировка захоронений позволяет нам предположительно датировать другие, схожие с ними.

 

Наиболее важным заключением, которое сделала современная археология является то, что утверждения Беде в 15 главе I книги, о том откуда происходят англичане в сущности верны. Там он говорит о трех основных народах: англах, саксах и ютах. Юты происходили с полуострова Ютландия, острова составляющего основную часть современной Дании. Англы происходили с различных островов немного южнее Ютландии. Саксы были с западного побережья Северного моря. Беде также знал где эти племена высадились.

 

Что привело этих людей в Британию?

 

Я в первую очередь сошлюсь на римский обычай нанимать своих врагов как наемников, чтобы защитить их от других врагов. Эта практика создавала военные суб-культуры вдоль всех римских границ. Группы, организованные для войны доминировали в политической жизни. Солдаты сражались за и против Рима, были правителями. Архиологически эта ситуация отражается в использовании ювелирных изделий, пряжек, заколок и других вещей, которые были сделаны по подобию снаряжения римской армии, подобно тому как современные партизаны, борцы за свободу и террористы используют схожую экипировку и одежду по всему миру. Использование этих наемников ободрял так называемые варварские народы к проникновению в римский мир. Когда империя была сильна, процесс мог контролироваться имперским двором и военными предводителями. Когда она ослабла, процесс стал неконтролируемым.

 

Английская археология показывает, что наиболее ранние идентифицируемые англосаксы были народом, носившим римскую одежду. Мы предполагаем, что они привлекались на службу в качестве защитников побережья. После восстания, на которое ссылается Гилдас, наемники стали независимыми правителями. Наши источники говорят, что бывшие наемники пригласили своих друзей и родственников присоединиться к ним в Британии, и эти люди, по-видимому, откликнулись на этот призыв в больших количествах.

 

 Одно из самых удивительных открытий Британской археологии – сокровище Саттон Ху – показывает, что династия, которая завоевала Восточную Англию, была не английской, не саксонской, а шведской, из области около Уппсала и Стокгольма – восточного побережья Швеции, обращенной к Финляндии и балтийским государствам Эстонии и Латвии. Предок Восточно-английских королей прошел долгий путь, чтобы обрести свое новое королевство.

 

Одним из самых сложных вопросов об англосаксонских вторжениях – что произошло с британцами на территориях, которыми они овладели?

 

Три вещи заставляют предполагать, что бритты бежали или были истреблены.

 

· Во-первых, проблемы в Британской археологии с датировкой городов и захоронений на восточных территориях, которые англичане оставили опустошенными.

· Во-вторых, тот факт, что язык германской группы, а не кельтской, овладел всей низменной зоной Британии.

· В третьих, тот факт, что языческая религия, связанная со скандинавскими и германскими религиями укрепилась в Британии, в стране, которая уже была обращена в христианство, по крайней мере, официально. Англичане были обращены иноземными проповедниками.

 

Таким образом, кажется, существуют серьезные обстоятельства предполагающие замещение одного народа другим – национальное завоевание, сравнимое с иудейским завоеванием Палестины, или английским завоеванием восточной части побережья Северной Америки. Но это может быть неверным ответом.

 

Я уже ссылался на археологические проблемы. Отсутствие бриттской археологии показывает нам лишь то, что мы не можем идентифицировать месторасположения бриттов – но это не значит, что там не было бриттов. Даже на территориях где как мы знаем, были бритты, мы имеем проблемы с археологическими доказательствами их существования.

 

Вопрос языка также довольно скользкий. Хронология установления английского языка неизвестна. Мы можем быть уверены только в том, что позднейшее население говорило на языке победителей. Кем это население было генетически, сколько их предков говорило на бриттском или даже латинском языках, сказать невозможно.

 

В отношении религии мы информированы немного лучше. Правящие военные предводители были язычниками до конца VI века. Многие из их последователей должно быть были таковыми же. Англичане построили множество языческих святилищ, и названия некоторых из этих мест сохранились в английском ландшафте, и даже в названиях дней недели. Все эти лингвистические доказательства показывают широкое распространение язычества.

 

С другой стороны, также как некоторые из англосаксонских королей могли говорить по бриттски, некоторые могли быть христианами. Действительно, продолжение существования христианства на английских территориях, кажется почти несомненным. Культ римского святого Албана в городе, который называется сейчас в его честь Сент-Олбанс, пережил период вторжений.

 

По моим ощущениям, многие бритты находились под англосаксонским руководством, и многие из них оставались христианами.

 

VI век нашел Британию разделенной на две соперничающие культурные сферы. Одна из них – независимые бритты, которые остались христианами и сохраняли некоторые элементы романской культуры и знаний. По другую сторону – военная аристократия из-за моря, придерживавшаяся религии предков, правящая разными народами – и бриттами и иммигрантами.

 

Таким образом, культурное разделение, по-видимому, было очень широким, и, несомненно, казалось важным для тех, кто жил в то время. Спросите сегодня уэльсцев об англичанах на эту тему. Но были и значительные сходства между двумя сферами, и важные элементы непрерывности с английской стороны.

 

Наиболее примечательное сходство – факт того, что и английское и бриттское общество управлялось военными вождями. Оба общества формировались на фоне конфликта между ними, при этом не стоит забывать о внутренних конфликтах между бриттами, упомянутых Гилдасом, и между англичанами, о которых мы знаем от Беде и других авторов. Центральная власть потерпела крах, а главенствовали военные отряды.

 

Также заслуживает внимания важные элементы непрерывности в английской Британии. Существуют свидетельства, что простейшие формы местного управления англичан были унаследованы ими из британского прошлого. В северной Англии, западной Англии, даже в Кенте в юго-восточной части, королевские налоги или дань собирались очень похожими способами. Это лучшее свидетельство из тех, что мы имеем, что англосаксы пришли не в пустую страну, где все было уничтожено войной.

 

Второй элемент непрерывности это, опять же, христианство. Англосаксонские правители могли отказаться от принятия религии завоеванной страны, но трудно представить, что они игнорировали ее полностью. Англосаксы, несмотря на сопротивление некоторой части знати, легко переходили к новой вере, если она преподносилась им хорошо организованными миссиями. Я считаю, что даже контакт с неорганизованными христианскими сообществами влиял на них.

 

В борьбе бриттских, английских, шведских и саксонских военных правителей в VI веке победу одержали династии переселенцев. Ко времени рассвета исторических записей, бриттские территории были ограничены Корнуоллом, Уэльсом и Стратклайдом. Английские королевства, большая их часть, завладели лучшими территориями острова. Для большей части Британии, языком будущего стал английский, язык победивших вождей. 

 

 

Hosted by uCoz