Стивен Мулбергер

Стивен Мулбергер.

 

Независимая Британия.

 

В 410 году, император Гонорий сообщил народу Британии, что они должны защищать себя сами. С этого момента, Британия фактически перестала быть частью империи. Народ Британии был вынужден защищаться и править без военной и финансовой поддержки Рима. На множество вопросов об этом периоде мы не можем ответить и вероятно никогда не найдем ответа. Кто конкретно правил этой независимой Британией? Было ли центральное управление, и если да, то как оно было организованно? Насколько хорошо оно противостояло вторжениям в V веке?

 

Мы можем сделать несколько предположений о политическом контроле. Вероятно, что в некоторых частях Британии, городские советы, долго использовались в качестве правящих органов. Сотрудничали ли эти гражданские советы друг с другом на регулярной основе, мы не знаем.

 

Вполне возможно, что между советами существовало соперничество. Это была обычная римская практика – назначать зависимых правителей на границе провинций и возлагать на них обязанности по ее защите. Такие военные вожди могли иметь большое влияние в независимой Британии. Несколько позднее уэльские династии претендовали на происхождение от коренных правителей V века, и это означает, что эти мелкие военные вожди должны были быть достаточно успешными, чтобы приобрести такой престиж. Вряд ли бы принцы претендовали на происхождение от проигравших.

 

По-видимому, в течение примерно одного поколения Британия смогла избежать катастрофы. Галльские церковники помнили, что в первой половине V века последователи Пелагия, осужденного британского богослова, которого я упоминал в прошлый раз, имели огромное влияние на Британскую церковь. Епископ Герман Осера, города в центральной Галлии, путешествовал в Британию по крайней мере однажды, а возможно и два раза, чтобы проповедовать истинную религию. Согласно его биографу, ему с успехом удалось завоевать бриттов. Он также предположительно одержал чудесную победу над вторгшимися саксами и пиктами. Несмотря на воинственные действия, эта короткая история создает впечатление, что в этой романизированной стране жизнь церкви продолжалась практически также как на континенте.

 

Катастрофа, по-видимому, произошла в 440-х годах. Мы не имеем прямых свидетельств того, что произошло. Один галльский хронист, находившийся на довольно большом расстоянии, однако близкий современник событий, писал: “Британия, которая возвысилась, испытала в это время различные поражения и катастрофы, подчинившись правлению саксов”.

 

Чтобы получить большую информацию, мы должны обратиться к археологии, или к двум поздним авторам.

 

Археология Британии V и VI веков очень трудна и сложна в датировке. Она, кажется, показывает, что без близких связей с империей, и субсидий и военной помощи римского правительства, городская и сельская жизнь в римском стиле потерпела крах. Возможно, даже произошло драматическое уменьшение населения (несмотря на английскую миграцию).

Для подробностей этого процесса обратимся к историкам. Один из них – Беде, англичанин, писавший почти через 300 лет. Его история является адоптацией более ранней версии написанной бриттским автором Гилдасом.

 

Гилдас главный источник о независимой Британии. В соответствии с более поздними уэльскими и бриттскими легендами Гилдас был монахом. Он, вероятно, писал около 550 года, другими словами примерно через столетие после английского вторжения упомянутого галльским хроникером. Единственная его работа, которой мы обладаем – “Разрушение и завоевание Британии”. Вы скажите – это именно то, что нам нужно. Однако, к несчастью, по большей части это не история. Это проповедь.

 

 Согласно Гилдасу современные ему были великими грешниками и уже ужасно пострадали в прошлом. Показывая это, он рассказывает им часть их прошлой истории. Период, последовавший за уходом римлян, как он говорит, был периодом процветания, который бритты проводили в распутстве. В это время, Британия управлялась неназванным “гордым тираном”, который совершил фатальную ошибку, пригласив саксонских наемников для поселения в Британии. Подразумевалось, что они будут защищать остров от пиктов и других саксов. Наемники в итоге восстали, опустошив остров. Только благодаря упорным усилиям Амброзия Аврелиана, человека королевской крови, и других неназванных вождей саксы были разбиты. С этого времени, по-видимому, примерно в течение двух поколений бритты жили в мире. Но они ничему не научились, и провели это благодарственное время, возобновив свою греховность.

 

Очевидно, Гилдас знал о прошлом недостаточно. Во всяком случае, он пытался сделать упор на мораль, не слишком точно изображая историю. Но то, что он говорит, соответствует тому, что мы знаем. К примеру приглашение саксонских наемников – типичная защитная тактика поздней Римской империи. Привлечение саксов в Британию, если оно действительно имело место, как говорит Гилдас, было нормальным военным приемом того времени. Стоит обратить внимание на то, что скотты поселились на западных островах Шотландии примерно в то же время, и ученые предполагают, что бритты поддерживали это переселение ради отвлечения пиктов.

 

Археология ранних англосаксонских захоронений предполагает, что значительное число различных англосаксонских поселений были созданы в Британии в начале V века. Хотя Беде говорит о первом поселении саксов в Кенте в Югозападной Англии, археология показывает следы англичан по всему восточному побережью Британии. Беде первым упоминает Хенгиста, Хорсу и Кент в связи с прибытием саксов, и имя Вортигерна, как бриттского короля – так, что мы не можем быть уверены в их достоверности.

 

История Гилдаса о великой войне, вероятно в середине V века, подтверждается свидетельствами из Галлии. Группы саксов напали на Галлию и поселились там в 460-х годах. Бритты и саксы, по-видимому, сражались одновременно на обе стороны Ла-Манша. Это был период, когда бритты покинули свой остров и поселились в Арморике, превратив ее в Бретань. Без сомнения некоторые из этих изгнанников бежали от нападений саксов, но вероятно среди них были путешественники и завоеватели. Достаточно организованные бритты отправились в Арморику из Корнуолла и Девона, поэтому они переименовали области, в которых они поселились в честь областей их старой родины.

 

Ученые обычно предполагают, что войны в Британии закончились около 500 года. Гилдас упоминает серию бриттских побед, последнюю при не идентифицируемом Маунт Бадоне, выигранную не названным полководцем.

 

В своей проповеди Гилдас должно быть говорит о своем времени, которое как мы думаем соответствовало 550-м годам. Некоторая из самой ценной информации дошла до нас не напрямую. Гилдас был, насколько мы об этом знаем, бритттом, и он сам очень интересной фигурой. Он писал на латинском языке. Современные ученые доказывают, что лексикон Гилдаса показывает следы правового обучения в римских традициях. Его язык в целом довольно витиеватый и напыщенный, но все это было в ходу в середине VI века. Также писали все образованные люди Италии того периода, и такой стиль мог использовать только человек с превосходным образованием. Другими словами, Гилдас был продуктом культуры где римские традиции не только выжили но и процветали. Независимая Британия в середине VI века сохраняла связи с имперским прошлым.

 

Гилдас также говорит нам о том, насколько велика была независимая Британия и как она управлялась. Последняя часть его проповеди это осуждение бриттских королей его собственной эпохи. Области которые упоминает Гилдас, все находятся на Западе. Большая часть юга и востока (наиболее процветающая и урбанизированная часть, находившаяся под властью римлян) по всей видимости, была полностью потеряна, доставшись англосаксам.

 

Что касается непосредственно самих королей, позвольте мне вкратце процитировать Гилдаса: “Британия имеет королей, но они тираны; она имеет судей, но несправедливых; в основном занятые грабежем, но всегда охотящиеся на невинных;…они занимаются войной, но их войны против их соотечественников, и все несправедливые; они безжалостно преследуют воров по всей их стране, но те, кто сидят рядом с ними за столом были грабителями, и они не только дорожили ими, но и вознаграждали их.” Военные вожди, люди, чьими ближайшими соратниками были воины, люди, власть которых зависела от жестокости и на их способность обеспечивать своим вооруженным отрядам счастливое существование. Они напоминали буйных королей франкских королей, которые правили в Галлии в то же время. Подобно франкским королям, бриттские формально были христианами, однако плохими. Гилдас рассказывает истории об их любовных похождениях, убийствах врагов перед алтарями в церквях, лжесвидетельсвах, предательствах и тому подобное.

 

Даже несмотря на моральную критику своих времен, Гилдас не отрицал, что независимая Британия наслаждалась несомненным уровнем мира и процветания после первой великой войны с англосаксонскими захватчиками. Вероятно, что этот период продолжался в течение двух поколений. По-видимому, это был тревожный мир, или холодная война, между английскими поселенцами на востоке и бриттами на западе. Две группы, одна христианская, одна языческая, не смешивались.

 

Через какое-то время после описанного Гилдасом, баланс силы изменился. Англосаксонская хроника, которая была написано намного позже этих событий, изображает новое наступление на запад: Глостер и Бат были завоеваны около 577 года, отрезав корнуоллских бриттов от их остальных соотечественников. На севере англосаксонские династии также получили новые владения, расширяя территории находившиеся под их властью. Некоторые из бриттских королевств еще существовавших во времена Гилдаса, с трудом могли делать это в VI веке. К 600 году стало совершенно ясно, что пришло время англичан.

 

Пост-романская культура, продуктом которой был Гилдас, была практически уничтожена во второй половине VI века, и уэльская культура, которая немного была связана с римским пошлым, продолжала развивать религию. Это была культура, которая была обречена территориально находиться  на переферии, поскольку низменная зона была полностью подчинена захватчиками, или скорее, потомками захватчиков.

 

Дальше необходимо рассказать историю языческих англичан, историю почти столь же загадочную как и история независимой Британии.     

  

 

 

 

Hosted by uCoz