Обращение Британии

Обращение Британии.

 

Стивен Мулбергер.

 

Классическая история обращения англичан рассказана Беде в его книге VIII века “История Английской Церкви”.

 

Беде концентрируется на деятельности Папы Григория Великого и миссию Августина (обычно называемого Августин Кантерберийский, чтобы отличить его от более знаменитого Августина Африканского). Августин прибыл в королевство Кент, управлявшееся бретвалдой Этелбертом, и обратил его и его двор вскоре после 597 года. Миссионеры из Рима развернулись и обратили короля Восточных саксов, который контролировал Лондон, и короля Нортумбрии.

 

Этот процесс продолжался не одно поколение, и он был труден. После смерти первых христианских королей, их наследники обратились обратно к язычеству, вынудив некоторых епископов на время бежать из Британии. Помощь ирландцев спасла миссию в Кенте: Беде довольно подробно рассказывает нам о восстановлении церкви в его собственной стране Нортумбрия ирландским епископом Эйданом.

 

Но между ирландскими миссионерами и наследниками римской миссии существовал спор по поводу того, какие обычаи должны применяться: правильность датировки Пасхи была важным пунктом. К счастью, говорит Беде, король Осви Нортумбрийский увидев свет, выбрал римский обычай, и остальные английские королевства, и части Ирландии и Пиктии в итоге последовали его примеру.

 

Это история Беде. Она хорошо рассказана и задокументирована, и нет причины считать, что это в целом не правда. Но она стремится изолировать миссию в Англии от развития христианства в остальной Британии.

 

Я начну лекцию, рассматривая обращение англичан в более широкой перспективе. Вы помните, что Романская Британия была официально христианской задолго до ухода империи и прибытия англичан. Гилдас никогда не обвиняет их в идолопоклонстве. Бритты и их потомки уэльсцы были полностью и истинно христианизированы.

 

Около 400 года, задолго до Гилдаса, бритты уже начали христианизацию своих соседей. Патрик, который ребенком был похищен из Британии и отвезен в Ирландию в рабство, позднее почувствовал необходимость вернуться в Ирландию и проповедовать Евангелие. Примерно в то же время, менее известный бритт по имени Ниниан начал обращать южных пиктов.

 

Ирландцы восприняли христианство с энтузиазмом. Помимо чисто религиозных мотивов, христианство было для ирландцев дверью в цивилизованный мир, способом проникновения в романскую культуру без подчинения политическому контролю. Ирландская культура с огромным уважением относилась к образованию, и ирландские ученые вскоре поглотили столько христианской теологической и классической литературы, сколько они смогли. Живая Ирландская Церковь развивалась в течение V века. Она характеризировалась не только своей ученостью, но и героическим монашеским идеализмом.

 

Как только Церковь прочно обосновалась в Ирландии, ирландцы начали проповедовать другим. К тому же, занятие миссионерством считалось последней жертвой, которую мог принести христианин. Это был вызов, который приняла большая часть посвященных ирландских монахов. Одним из первых проповедников был Святой Колумба, который около 565 года, более чем за тридцать лет до того, как Августин прибыл в Кент, отправился на остров Иона, у западного побережья Шотландии, чтобы основать монастырь. На карте он кажется отдаленным, но он был стратегическим местом для проповедования Евангелия скоттам, которые жили в том районе, и особенно северным пиктам. Монастырь Колумбы стал церковным центром северной Британии, родоначальником целого семейства монастырей.

 

Второй ирландский святой, Колумбан, отправился из Ольстера в 590-х годах, чтобы проповедовать не в Шотландии, а во Франции и даже Италии. Эти страны, конечно, давно были христианскими, но Колумбан был, как многие ирландцы, озабочен распространением своего героического и сурового монашеского стиля повсюду, где возможно. Деятельность Колумбана во Франции совпала по времени с деятельностью Августина в Кенте.

 

Около 600 года английские короли оказались в центре бурной христианской активности. Будучи языческими королями в расширяющемся христианском мире, они оказывались изолированными. Легко себе представить, что, например, Этелберт Кентский чувствовал эту изоляцию. Этельберт, как сообщает нам Беде, но, не заостряя при этом внимания, был женат на Берте, христианской франкской принцессе, которая настояла на том, чтобы привезти с собой домашнего епископа, чтобы он проводил мессу для нее и ее приближенных. Мы можем представить Этелберта, который чувствовал себя немного деревенщиной среди монархов в обширном мире за пределами Англии.

 

В обращении англичан примечательно не то, что оно имело место, а то, что Рим сыграл такую непосредственную роль в нем. Рим и Британия были далеки друг от друга, и у епископа Рима были проблемы гораздо ближе к дому. Епископ Рима, в теории главный епископ в мире, был полон забот об управлении города, пропитании его населения, беженцах от ломбардцев, и сохранении Итальянской Церкви единой.

 

Так какой интерес был в отдаленной Англии? Ответ лежит в личности Григория Великого, епископа Рима в 590-х годах. Григорий был убежден в том, что мир приближается к важному пределу – Концу Времени, когда его усилия воплотить волю Господа будут учтены строгим Судьей. Как наследник Святого Петра, он чувствовал особую ответственность за обращение насколько возможно большего количества людей, прежде чем наступит конец. В этом был его интерес к отдаленному языческому народу.

 

Григорий в некотором роде сравним с Колумбаном, ирландцем, отправившимся в Галлию. Он был убежденным монахом, не ограничивающим себя обычными методами. Его решимость выразилась в английской миссии, крупнейшей миссии посланной из Рима куда-либо за раннее Средневековье.

 

Почему Этелберт принял обращение, и что заставило его отказаться от веры предков?

 

Мы знаем довольно много о том, что говорили христианские проповедники языческим королям того периода.

·        Во-первых, обещание вечной жизни.

·        Затем, обещание, что Бог, настоящий Бог, который создал вселенную, не пустые идолы, поможет королям, которые поклоняются ему. Церковь говорила Этелберту, как говорила Кловису (первому христианскому королю франков), как говорила Константину (первому христианскому римскому императору), что это действительно так.

·        Монахи из Рима были убежденными аскетами; великолепными шоуменами, со их ритуалами, облачениями и священными принадлежностями; и чудотворцами. Мы можем смеяться над этим, но необходимо помнить, что такое чудеса в глазах узревших их, и посвященные религиозные лидеры, исцеляющие и творящие другие чудеса каждый день.

·        Последний фактор, имевший значение для Этелберта это фактор захолустья. Столкнувшись с этими впечатляющими проповедниками, он, вероятно, чувствовал себя лишенным разных благ. Христианство было входом в иной мир. Римская империя уменьшилась в размерах в 590-х годах, но она все еще существовала в виде очень богатой империи на востоке, и ее престиж, и соответственно престиж ее религии, были по-прежнему очень высоки.

 

Как только Этелберт был обращен, его влияние способствовало распространению христианства. Расположение, которое он демонстрировал к тем, кто принял крещение, подвигло многих его подданных на присоединение к ним. И поскольку Этелберт был верховным правителем Британии, его поддержка заставила других королей последовать за ним.

 

Обращение сверху вниз было нормальным раннесредневековым методом, но имело свои слабости. Когда Этелберт умер, его сын и король Восточных саксов вернулся к язычеству. То же самое произошло в других вновь обращенных королевствах. Римская миссия, существование которой, кажется, зависела почти полностью от иностранцев, была слаба. В 630-х годах она не достигла какого-либо значительного прогресса.

 

К счастью для Церкви, за вторым поколением правителей-отступников, последовало третье поколение более заинтересованное в христианстве. Эти новые христианские правители были людьми, которые познавали христианство, находясь в изгнании при христианских дворах. Освалд, король Нортумбрии, бежал к скоттам, когда его враг угрожал ему. Там он был крещен. Он вернулся назад в Нортумбрию, используя крест в качестве своего знамени, и когда он обрел власть, он попросил монахов Ионы прислать ему епископа.

 

Эта вторая волна обращения также имела свои слабости. Одной из них был спор между ирландскими проповедниками с одной стороны и последователями римских миссионеров с другой. Августин был послан в Британию как архиепископ все Британской области – не только языческих англичан, но и уже существующих христианских Церквей на острове. Но бриттская, ирландская и пиктская Церкви нуждались в серьезном убеждении, чтобы принять главенство Кантербери и Рима. Эти древние Церкви обладали своими собственными давно устоявшимися обычаями, и не видели причин, почему они должны отказываться от них по слову каких-то иноземцев.

 

Римская партия, я назову ее так, считала, что римские обычаи имеют особую ценность, поскольку они пришли от Петра, который владел ключами от небес. В итоге они достигли своего. Синод в Уитби в 667 году закрепил их победу в Нортумбрии и в итоге во всей Англии. Южная Ирландия уже приняла Римскую Пасху, и пикты вскоре поступили также.

 

Другая слабость английской Церкви в третьем поколении заключалась в том, что она все еще испытывала недостаток в церковнослужителях и была дезорганизована, и не могла заниматься большим, чем поверхностная работа по обращению страны. Это можно было исправить несколькими факторами. В третьем поколении после примерно 650 года мы находим, что Кантербери охватывает воображение большого числа коренных англичан. В тоже время, монашество прижилось в Англии. К этому времени существовали монастыри в Кенте, но в остальных местах было лишь несколько изолированных епископов представлявших Церковь. Когда организованные монашеские общины внедрились в другие королевства, Церковь внезапно приобрела некоторую материальность. Эти общины выполняли непосредственную реальную работу, принося христианскую веру обычным людям: они были учителями и примерами христианства.

 

Последним вызовом Церкви в Англии было создание постоянной всеобщей организации. Это было достижение самого невероятного архиепископа Кантерберийского, Теодора Тарсского. Он был послан в Англию в 660 годах, когда английский кандидат, который прибыл в Рим для посвящения, умер. Теодор происходил из Малой Азии, современной Турции, греческий беженец от арабов. Ему было уже 66 лет. Но Теодор превратился в могущественного епископа. С помощью Адриана, римлянина посланного аббатом в монастырь Кантербери, он перестроил Английскую Церковь, сконцентрировавшись на определении церковных законов (очень простых) и держании церковных советов для всех Английских церквей, что помимо прочего, доказывало независимость церкви от любого другого правителя. Теодор и Адриан были энергичными и вдохновенными учителями, которые помогли создать образованное духовенство, способное продолжить начатое после их смерти.

 

Теодор умер в 690 году, в возрасте 88 лет. Он оставил после себя Английскую Церковь энергичным, крепким предприятием. К концу VII века, Англия стала христианской не просто по названию. Кроме того, распространение христианства в Англии, как и в Ирландии, вызвало удивительный культурный расцвет.

         

 

 

Hosted by uCoz