Век Беде

Век Беде.

 

На этот раз нашим предметом будет Христианская церковь в Англии около 700 года, когда она переслала быть ненадежной миссионерской организацией и стала прочной частью Английской культуры.

 

Я назвал эту лекцию Век Бедепоскольку Беде является наиболее доступным свидетелем метаморфозы. Беде, который достиг зрелости в 687 году и умер в 735 году, был новым типом англичанина. Он не смог бы появиться столетием или даже поколением ранее. Он был рожден христианскими родителями и в возрасте семи лет был послан в нортумбрийский монастырь Уэрмут, чтобы стать монахом; вскоре после этого он перебрался в близлежащий монастырь Ярроу, где он оставался всю свою жизнь, восхваляя Бога, изучая тайные записи, и используя свои литературные таланты, чтобы обучать других азам христианской веры.

 

Монастырь Ярроу был заполнен книгами, которые его основатель, Бенедикт Бископ, привез из Рима и других мест. Беде с максимальной пользой воспользовался этой библиотекой: он стал экспертом не только в интерпретации Библии, но и в хронологии, поэзии и музыке, а также стал исключительно талантливым историком и биографом.

 

Был ли Беде типичным английским христианином VIII века? Нет, но Беде симптоматичен великим переменам, которые охватили английское общество. Его знания и его религия не были уникальны, так же как и его монастырь. Возможно, наиболее важно то, что Беде был частью большой группы английского народа, которая считала, что быть христианином значит быть англичанином. Для Беде англичане были Новым Израилем, избранным народом, прибывшим в Британию из языческой пустыни, дабы они смогли обрести новую родину как правоверные христиане. История Беде сочетает усердное христианство с характерным английским патриотизмом. Такая комбинация примечательна, особенно, когда если вспомнить, что во времена Беде не существовало единого Английского королевства или народа. Сближающим институтом была английская церковь, руководимая архиепископом Кантерберийским.

 

Беде мог существовать в его время, поскольку в предыдущее поколение, христианство захватило воображение многочисленных англичан, англичан талантлив, и часто достаточно богатых и высокопоставленных. Они создали христианскую Англию, которая вырастила Беде.

 

Пара пример поможет вам понять эту деятельность. Одним из наиболее знаменитых английских епископов в поколения, предшествующие Беде, был Уилфрид. Он жил между 634 и 709 годами. Он был воспитан в ирландской миссии в его королевстве Нортумбрия. Достаточно рано, он также оказался под влиянием Рима. Он отправился туда в 653 году. Прежде чем вернуться домой, он провел время в Лионе, в юго-восточной  Франции. Когда Уилфрид вернулся в Англии около 660 года, он быстро проявил себя как наиболее обученный среди местного духовенства. Он выступал в защиту римской точки зрения в Уитби, и когда ирландский епископ Линдисфарна впоследствии ушел, Уилфрид стал епископом в Нортумбрии.

 

Уилфрид провел остаток жизни, имея своего рода церковную вседозволенность. Он был очень независим по духу, и трижды лишался своего престола, поскольку не мог достичь согласия с королем или другими епископами. Уилфрид отправлялся в Рим дважды требуя справедливости, и долгими периодами был в изгнании из Нортумбрии, пока он наконец не получил незначительную епархию вокруг Хексхэма.    

 

Несмотря на эти своеобразные черты своего характера, Уилфрид обладал и конструктивными чертами. Он основал несколько монастырей, действуя как епископ в Мерсии и Уэссексе, обратил последнее языческое королевство - Сассекс, и даже проповедовал фризам во время одной из своих поездок в Рим. Уилфрид основал независимую группу монастырей, верных только ему, и с его смертью, хотя он и имел много врагов, многие англичане смотрели на него, как на их отца в вере.

 

Бенедикт Бископ – второй пример нортумбрийского аристократа, который посвятил себя церковной деятельности в раннем возрасте. Действительно, он был юным воином при дворе в 650-х годах, когда епископ Эйдан оказал огромное влияние на Бенедикта (это не было его настоящее имя): в возрасте 25 лет, он оставил свою мирскую жизнь и отправился в паломничество в Рим. Двадцать лет он путешествовал по континенту, в основном посещая монастыри, изучая, как в каждом из них осуществлялось то, что считалось апостольской жизнью. За эти годы он посетил Рим шесть раз. Наконец он вернулся в Нортумбрию, не для того, чтобы стать епископом, несмотря на свое прозвище, став вместо этого аббатом. Он был основателем Уэрмута и Ярроу, двух монастырей, в которых жил Беде. Беде был именно тем типом ученого монаха, которого хотел воспитывать Бенедикт Бископ. Его монастыри были замечательными центрами христианской культуры.

 

Я могу отметить других ранних святых, но эти двое вполне достаточны, чтобы сделать несколько выводов о первом поколении коренных английских церковнослужителей.

 

·       Во-первых, они жадно изучали все, что могли почерпнуть из внешнего мира.

·       Во-вторых, они были исключительно харизматичными. Эти английские епископы и аббаты убеждали королей финансировать их проекты, молодых мужчин и женщин уходить в монастыри, а учащихся погружаться в изучение христианства.

·       Наконец, стремясь уйти от основ христианской веры к реальной, полной христианской жизни, все они были покровителями и участниками монастырской жизни.

 

В VII и VIII веках, монастырская жизнь обычно считалась истинной христианской жизнью, высшей дорогой к спасению. Усердные христиане жаждали оставить мир, считая его местом полным соблазнов и жалких мимолетных привязанностей, и начать жизнь, посвященную вечному: познанию Бога, молитвам Богу. Отрицание плотских желаний считалось необходимой частью такой жизни.

 

Монашеская жизнь уважалась многими теми, кто не испытывал желания или склонности участвовать в ней. Основание монастырей и забота о них были наиболее благочестивыми деяниями, которые король или знать могли предпринять. Сыновья и дочери аристократов считали монашество достойной карьерой.

 

Монашество в этот период было организационной структурой церкви, и наивысшим выражением ее жизни. Эти мужчины, и несколько женщин, таких как Святая Хильда, были удивительно успешны в распространении новой христианской культуры в Англии.

 

Двумя нововведения связанными с этим движением были книги и каменные здания. Первое оказало неизмеримый эффект. Чтение и письмо раскрыли англичан времен Уилфрида или Беде в совершенно новой традиции, в большей степени христианской, но со значительными элементами языческой философии и преданий из далекого прошлого. Конечно непосредственный эффект был ограничен лишь элитой Англосаксонской Англии. Но это была влиятельная элита, и поэтому это повлияло на всех.

 

Большая часть англосаксонских каменных строений были разрушены в более поздние периоды Средних веков, чтобы возвести более крупные и лучшие сооружения. Но те, что уцелели, показывают, что англичане и здесь быстро освоились. Воздействие этих сооружений, должно быть, было столь же велико, и, вероятно, более непосредственным, чем литература. Все ранние каменные сооружения были церковными, и они должны были служить весьма конкретным образом, чтобы выделить церковь как особый институт. Возникает и вопрос расходов на все это. Сооружение каменных церквей могло не помочь, но имело экономические последствия; не все они были хорошими.

 

Я так долго изображал появление христианства в Англии как поток иностранного влияния, которое воспринималось англичанами. Но все было не так просто.

 

·       Во-первых, англичане не были второсортными имитаторами более высокой культуры. То, что англичане делали, используя новые технологии, превосходило то, что делали другие христианские народы Запада. Беде был не просто лучшим английским ученым своего поколения: он был лучшим ученым из всех писавших на латинском языке.

·       Во-вторых, англичане, восприняв иностранные стандарты и стили, использовали свои собственные традиции искусства для новых целей. Англичане выражали себя и их вновь обретенную веру любым способом с потрясающей энергией.

 

Эта новая высокая культура повлияла не только на духовенство и их покровителей.

 

Основание церкви в Англии означало основание совершенно новой аристократии. Основание и сохранение епархий и монастырей повлекло значительное перераспределение ресурсов в эпоху, когда для того, чтобы обеспечить себя пропитанием, нужно было все время тяжело трудиться в поле. Церковные корпорации, даже в VII веке были большими и получали большие пожертвования. Уэрмут и Ярроу имели сотни монахов и мирских братьев, большие каменные здания со стеклянными окнами (еще одно нововведение), и изначальным пожалованием в 150 хайдов – достаточно земли, или платы за землю, чтобы обеспечить 150 свободных семей. Когда покровитель Уилфрида, Кадвалла, король Западных саксов, завоевал остров Уайт, он отдал его четвертую часть Уилфриду, для нужд церкви. В другой раз, король Южных саксов, в благодарность Уилфриду за обращение его людей, даровал ему 87 хайдов в Селси.

 

Единственная вещь, которая отличала церковные корпорации от других владений, это то, что церковная собственность, считалась вечной. Мирская собственность не была очень стабильной – семьи вымирали или разделяли свою собственность между множеством наследников. Церковная собственность была иной. Это была собственность, которая отдавалась в вечное владение для службы Богу и поддержки бедных. Она часто рассматривалась как собственность умершего святого-покровителя, под покровительством которого она была. Церковь ввела в Английский обиход рукописные королевские хартии с целью гарантировать уважение этих даров церкви будущими поколениями. Владение всей этой неотчуждаемой собственностью делала главу церкви большой политической фигурой в христианской Англии.

 

Как только церковь уверенно утвердилась в Англии, начался неизбежный процесс приспособления. Богатым епископам и аббатам было трудно избежать соблазнов жизни равным им по рангу светским лордам. Ранние церковные соборы запрещали епископам окружать себя арфистами, которые восхваляли и развлекали военную знать.

 

Этот процесс секуляризации усилился, когда знатные семьи начали осознавать мирскую выгоду, которую могло принести основание монастыря. Дарение земли монастырю, сводило на нет претензии, которые король или отдаленные родственники могли иметь на эту землю. Она становилась священной, неприкосновенной, защищенной сверхъестественными гарантиями, законами церкви, королевскими законами. Но если этот монастырь был доверен аббату, который был членом семьи, его собственность могла по прежнему использоваться в земных интересах семьи. Это было своего рода свободное от налогов учреждение.

 

Мы знаем, по крайней мере, 200 монастырей, которые были основаны в Англии до нашествия викингов. Некоторые из этих монастырей были почти неотличимы от аристократических владений. Мы слышали о королях, которые резвились со знатными монашками, которые жили почти мирской жизнью, и сам Беде жалуется, что многие семейные монастыри, с их неприкасаемыми пожалованиями, были причиной нехватки земли. Для новых епархий, в которых, по мнению Беде, нуждалась Англия, было недостаточно земли. Ее даже было недостаточно для пожалования молодым воинам, которые должны были защищать страну.

 

История Беде читается как рассказ о Золотом веке – но современники могли бы прочитать ее и как предупреждение. Британцы неправильно пользовались своим процветанием, и посмотрим, что произойдет с ними. 

 

Но во времена Беде, и даже после него, было предостаточно настоящей самоотверженности в Английской церкви. VIII век, фактически, был одним из периодов в Европейской истории, когда Англия имела большое влияние на континенте. Духовенство, ищущие новые земли для покорения во имя Христа, отправилось во Фризию и все еще языческую Германию, чтобы обратить людей, которых они считали своими отдаленными родичами.

 

Они достигли замечательных успехов, не только в деле обращения, но в создании хорошо организованной по английской модели Германской церкви, церкви не только хорошо управляемой, но и близко связанной с Римом. Английская идея, что Рим должен устанавливать религиозный стиль церкви, была весьма влиятельной. Культурная общность Западной Европы, таким образом, кое-чем обязана духу Беде и веку Беде.   

                

 

 

 

 

 

       

Hosted by uCoz