Стивен Мулбергер

Стивен Мулбергер

 

Алфред.

 

Мы оставили короля Алфреда Уэссекского в первые месяцы 878 года, когда он скрывался от датских захватчиков в болотах Сомерсета. Викинги, которые разбили всех других английских королей и покорили их королевства, пришли, чтобы также овладеть королевством Алфреда. По словам Англосаксонской Хроники викинги “прогнали огромную часть населения за море”. Это не значит, что основная часть населения бежала – эмигрировали, без сомнения, представители правящего класса, владельцы больших состояний. Они покинули королевство, или остались и подчинились.

 

Несколько месяцев проведенных Алфредом в болотах – наиболее знаменитая часть его жизни – создатели легенд не смогли противостоять образу короля-беглеца, которому, тем не менее, было предназначено, в итоге, победить. Из того, что мы знаем об Алфреде, он действительно мог провести некоторое время в болотах, размышляя о божественной воле. У него была база на болотах в королевских землях , и когда настало нужное время, он выступил.

 

Весной 878 года, он покинул болота и призвал людей западного Уэссекса под свои знамена. Они отозвались, и за три дня он оказался во главе армии. Он разбил захватчиков в поле у места известного как Эдингтон, затем осадил их в укрепленном лагере. После двух недель, викинги спросили об условиях капитуляции. Алфред согласился отпустить их, если они покинут его королевство, оставят заложников гарантирующих соблюдение мира, и, наконец, согласятся, чтобы их вожди стали христианами. Все условия были выполнены. Через три недели, после того как викинги покинули Уэссекс, их король Гутрум и 29 других вождей вернулись в Уэссекс и крестились. Крестным отцом Гутрума был сам Алфред.

 

Символически, это действие было очень важным, показав готовность захватчиков подчиниться, по крайней мере, временно, английским стандартам. Это было началом процесса ассимиляции.

 

Победа Алфреда была важным моментом для него. Нападения на Уэссекс не закончились немедленно, но Алфред начал делать некоторые приобретения. В 886 году он отобрал у викингов Лондон, действительно важный город, и примерно в то же время он заключил договор с Гутрумом, теперь королем Восточной Англии и вождем данов на юге Англии. Договор определял границы между английскими владениями в Мерсии и Уэссексом с одной стороны, и владениями данов с другой. Два человека одного ранга ценились одинаково [weregild], какой бы национальности они не были. Даны вновь предпринимали попытку приспособиться к английскому обществу.

 

В договоре 886 года Алфред был представлен как главный представитель всех коренных англичан – он действовал вместе с “советниками от всего английского народа”, исходя из их интересов заключая мир с данами. Признавался ли он таковым другими англичанами -  сомнительно. Но, заботясь о Мерсии, Алфред выказал благородство, которого каждый ожидал от короля всех англичан. Он вернул богатый порт Лондон под мерсийский контроль вскоре после того, как он овладел им. Вместо того чтобы навлекать негодование, он приобрел союзника. Этелред, элдормен Мерсии, женился на Этелфлэд, дочери Алфреда и стал верным приверженцем семьи Алфреда на четверть века.

Между своим возвращением в 878 году и 892 годом, Алфред работал над реорганизацией своего королевства для отражения возможных – скорее даже неизбежных – будущих нападений викингов.

 

Действия Алфреда можно подразделить на три части.

 

·        Во-первых, Алфред основал военный флот. Он был первым английским королем, начиная с VII века, выказавшим большой интерес к военному использованию кораблей. Флот Алфреда не был очень внушительной силой. Он использовал для ближней обороны, и редко стратегически. Но новаторский подход к нему впечатляет.

·        Во-вторых, Алфред реорганизовал свою армию. Он утвердил свое право призывать свободных людей на бой для защиты королевства, и использовал это право систематически. Призывавшиеся свободные люди, называвшиеся fyrd, были разделены на две части, которые призывались по очереди, когда была необходимость. Это сделало возможным призывать на службу бедных свободных людей, которые не могли позволить себе сражаться все время. Меры предпринятые Алфредом не были безукоризненными. Англосаксонская хроника рассказывает нам, что в 893 году ополчение разошлось, когда срок его службы истек, несмотря на то, что они осаждали опасные силы викингов. Однако в целом, система Алфреда, кажется, позволяла ему иметь войска, когда и где он в них нуждался.

·        Третьим нововведением Алфреда, было основание ряда фортов, называвшихся бургами (burhs) – города (boroughs) в современной Англии. Они служили основой оборонительной системы Алфреда, и развились в основу английского местного управления. За время своего царствования Алфред основал около 30 крепостей. Новые крепости были местами для убежища и препятствиями для вторжений. Они очень хорошо подходили для обеих целей. Почти повсюду в Уэссексе крепости располагались через каждые 20 миль.

 

Были созданы не только укрепления, но и набраны гарнизоны для них. Свидетельство тому – краткий документ известный как Burghal Hidage. На первый взгляд это просто список городов с количеством хайдов (облагавшихся налогом участков земли) прилагавшихся к ним. Ясность появляется в конце. Каждый хайд снаряжал одного человека, и количество хайдов прикрепленных к каждому городу было достаточным, чтобы выставить четырех человек на один поул (5 метров). Burghal Hidage предусматривал прикрепление 27000 человек к различным королевским крепостям, когда бы гарнизон не требовался. Если Burghal Hidage лишь фантазия – то это очень точная фантазия. Современная археология обнаружила, что протяженность стены, приписываемая городам в Burghal Hidage очень близка к действительной протяженности стен того времени. Кто-то провел очень тщательные измерения.

 

С самого начала большинство бургов были не просто крепостями. Это были города со стандартными уличными планировками, рассчитанными на постоянное поселение. Они были центрами королевской администрации, или быстро стали ими. Там находились торговцы, поскольку Алфред (или, по крайней мере, его наследники) хотел, чтобы торговля шла в городах, где королевские чиновники могли бы собирать налоги и предотвращать продажу краденых товаров.

 

Сеть городов созданная Алфредом, сделала его наследников властителями всех наиболее важных городов в королевстве к их огромной политической и экономической выгоде. Присоединение округов к этим городам способствовало развитию традиционных графств средневековой и современной Англии.

 

Алфред и его нововведения были испытаны в 892-895 годах. Последние нападения викингов на Англию в IX веке были предприняты в эти годы, и их целью был Уэссекс – центр сопротивления. Ответ Уэссекса, как записано в Англосаксонской хронике, был довольно впечатляющим. Высаживающиеся отряды викингов повсюду встречали немедленный отпор. Викинги были отброшены и осаждены в своих лагерях, иногда отрезались от своих кораблей, и затем рассеивались или уничтожались. Армия Уэссекса не только защитила свою территорию, но, при поддержке мерсийцев и некоторых уэльсцев, сражалась с викингами в конфликте за Мерсию, и в результате вынудила их отступиться. Те, кто обладал собственностью в Англии, убрались домой. Остальные уплыли во Францию, двигаясь вверх по Сене.

 

Успех Алфреда не следует ни переоценивать, ни приуменьшать. Он оказался способен защитить свое королевство лучше, чем любой другой король на континенте, и вышел из войны скорее более сильным, нежели ослабленным. Тем не менее, необходимо помнить, что он обладал маленьким королевством. Он не мог сравниться с потомками Карла Великого, которые не смогли сохранить свой огромный домен целым, скорее его можно сравнивать с военными вождями, так называемыми феодальными князьями, герцогами и графами, которые получили власть потому, что оказались эффективными защитниками и правителями земель находившихся под угрозой войны. Алфред приблизительно был ровней современных ему графу Фландрскому или герцогу Бургундскому.

 

Победы Алфреда не могут быть восприняты как “английские” победы в современном понимании. Алфред был лишь региональным королем, хотя и желал большего. Тем не менее, победы Алфреда были весьма впечатляющими, и были одержаны благодаря разумным решениям и проделанной тяжелой работе.

 

Военные и политические успехи Алфреда были лишь частью того, что сделало его центральной фигурой в истории Англии до норманнского завоевания. Алфред был весьма образованным человеком,  скорее даже ученым, что делает его наиболее знаменитым до-норманнским королем. Ассер, биограф Алфреда, говорит, что Алфред проводил каждое мгновение вне борьбы с данами или охоты, жалуясь на то, что у него нет времени заниматься наукой.

 

На первый взгляд, кажется трудным сопоставить Алфреда Ассера с Алфредом – королем-воином. Однако необычное сочетание, не является уникальным, даже для века в котором жил Алфред. Карл Великий – классический пример феноменально успешного военного предводителя, который был также решительным покровителем образования. Карл Великий, как и Алфред, подобно многим средневековым людям, которые размышляли над подобными темами, связывали образование с христианством, которое, конечно же, было религией опиравшейся на книги. Карл Великий, как и Алфред, верили, что лишь правители, которые заслужат божественное расположение, могли надеяться продолжать побеждать в этом мире, не говоря уже о спасении в ином мире. Поддержка религии, и, следовательно, образования, было обязательным и необходимым. Слабость образования приводила к ослаблению религиозной жизни, делая невозможными правильное поклонение и службу Богу, чистоту ритуалов.

 

Однако очевидно, что Алфред был не просто покровителем. Он сам участвовал в просветительской работе. Алфред был встревожен уменьшением грамотных людей – то есть читавших на латинском языке – что не позволяло англичанам читать Святое писание и другие религиозные работы. Он видел решение в переводе, не Библии, но других морально возвышающих книг, так чтобы люди не знавшие латинского языка могли обладать некоторыми фундаментальными моральными и теологическими знаниями. Алфред сам стал главной движущей силой этого проекта.

 

Алфред был своего рода философом, и он был убежден, как все философы, что многие мировые проблемы происходят от недостатка философии. Алфред был конечно же христианским философом, и он осознавал, что английские проблемы обусловлены большей часть полным моральным разложением. Но он также обвинял их в недостатке Мудрости с большой буквы. Мудрость это то, что можно найти в книгах. Духовные проповеди и философские размышления древних авторов, таких как Боэций и Григорий Великий, были тем, что все общественные лидеры должны были знать. Алфреда особенно беспокоило то, что люди должны действительно верить в основные истины религии – к примеру, в бессмертие души. Если бы они делали это, они действовали бы более благоразумно, ради будущей пользы, а не глупо и эгоистично.

 

Я думаю, что Алфред мог быть неудобным королем для окружающих. Работы из его двора имели ревностную, почти праведную атмосферу. Тем не менее, Алфред вновь вызывает в нас уважение. Его интеллектуальные достижения и то, что он внушил другим, послужило основой наиболее успешной западноевропейской народной традиции в раннем средневековье. То, что он сделал это во времена, когда он сражался или готовился к сражениям, удивительно.   

 

Hosted by uCoz