Английские королевства в VIII веке

 

Английские королевства в VIII веке.

 

Предметом этой лекции  будет королевская власть в последнем столетии перед появлением викингов в Англии.

 

VIII век на континенте был эпохой Карла Мартелла, Пипина Короткого и Карла Великого – франкских лидеров, которые утвердили власть династии Каролингов, заключили союз с папством, и создали Франкскую империю и теократическую монархию.

 

Оффа Мерсийский (Мерсия – доминирующее королевство того времени; правил в 757-796 годах) был единственным западным королем, которого Карл Великий называл брат. Этельбальд (другой мерсийский король, правивший в 716-757 годах) и Оффа не обладали королевствами сопоставимыми по размеру с королевствами их каролингских соседей,  но в своей сфере они на время добились такого английского единства, какого не было прежде.

 

В VIII веке, мы видим де-факто разделение английских королевств – разделение, которое повторялось в той или иной форме на протяжении Средних веков. Это было разделение между Севером и Югом, Нортумбрией с одной стороны и Саутумбрией с другой (разделенных рекой Хамбер). Две половинки не сравнимы ни коим образом.

 

Нортумбрия к этому времени была достаточно объединенным королевством.

 

Сайтумбрия никогда не была названием королевства вообще; скорее, Саутумбрия была более плодородной Низменной Зоной Британии под другим именем. В различные времена здесь находилось несколько королевств. Однако, в VIII веке, она была под контролем Мерсийских королей.

 

Две половины Англии также имели церковные различия. Юг был церковной провинцией Кантербери, северные епископы зависели от Йорка, который превратился во второе архиепископство в Англии.

 

В конце VII века и начале VIII, мы обладаем большей информацией о королях и их могуществе, чем это было ранее. Это не так много, как хотелось бы, в частности собственно о Мерсии. Что-то могло быть записано, но множество церквей и документов было уничтожено в эпоху викингов, и история Мерсии должно быть исчезла вместе с ними. Так что лекция скорее будет более общей и лишь с несколькими подробностями, чем это могло бы быть.

 

Мы начнем с эффекта, который оказала христианизация на английскую монархию. Она укрепила позицию короля, в этом нет сомнений. Церковь отдавала королю роль защитника церкви, роль, которая была прекрасно отрепетирована со времен обращения Константина. Освальда Нортумбрийского, который восстановил истинную веру после того, как король-отступник отказался от христианства, Беде считал святым. Поле, на котором он установил свой крест, стало чудотворным местом, поскольку он служил надгробным памятником Освальду, после того, как он был убит в одной из битв.

 

Не каждый король мог надеяться стать святым, но все они восприняли идеологический посыл из христианских теорий о справедливости монархии. О том, как глубоко могло повлиять королевское представление о самом себе, показывают интересные случаи, когда короли уходили в монастырь в конце своей жизни. Несколько английских монархов отказались от своих тронов и отправились в Рим, где они могли умереть монахами и быть похороненными рядом с гробницей Святого Петра. Представляется, что некоторые монархи VIII века были глубоко восприимчивы к чувству христианского долга, который епископы и монахи пытались внушить им.

 

Христианство не просто изменило идеологию монархии. Оно изменило содержание королевской власти и повлияло на методы ее проявления.

 

·       Во-первых, церковь была источником покровительства. Короли имели влияние на назначение своих епископов, и если они избирали их мудро, епископы могли служить как ценные представители. Короли имели близкие связи со многими монастырями, которые они, или их предшественники основали, и это тоже являлось потенциальной опорой власти.

·       Во-вторых, церковь обычно была сторонником королевской власти и стабильного правительства, как по практическим причинам, так и по идеологическим.

·       И третьим фактором было введение письма и хранения записей как инструмента управления. Это едва началось в VIII веке. Хартии, в которых записывалась передача земли в постоянной, детальной форме, были чрезвычайно важны – но хартии этого периода не были официальными документами, изданными правительством, а были созданы в церквях и монастырях, которые получали земли, для своих архивов. Писаный закон был введен в Англии почти сразу после прибытия Августина. Записи еще не были важной частью королевского управления, но семена для последующего развития были посеяны.

 

Посмотрим, как осуществлялась власть тремя важнейшими мерсийскими королями, Этельбальдом (716-757) и Оффой (757-796), с небольшим упоминанием о втором наследнике Оффы, Кенвульфе (796-821).

 

Эти люди осуществляли верховную власть над  Саутумбрией и, что важно, над церковью в южной Англии, с некоторыми взлетами и падениями, в течение столетия. Они кажутся более сильными королями, чем те, что были до них. Оффа зашел так далеко, что обходился без отдельных королей в Кенте, Сассексе, Хвиссе (около Вустера), Линдси и Восточной Англии. Выплачивающие дань субкороли были заменены элдорменами, предшественниками одновременно и эрлов и шерифов. Эти люди были представителями, которые надзирал над территорией называвшейся графство (shire), обеспечивая сбор налогов и защищая королевские прерогативы, когда это было необходимо. В некоторых случаях новый элдормен мог быть ни кем иным, как бывшим субкоролем. Но, хотя он и оставался важной персоной, он страдал от такого понижения в статусе. В большинстве случаев, такое понижение оказывалось постоянным. Восточная Англия восстановила свою независимость, но другие династии исчезли.

 

Для такого соседа как Карл Великий, Оффа выглядел единственным настоящим королем в южной Англии.

 

Мерсийские короли также примечательны своей активной и успешной борьбой с уэльсцами. Это было серьезным делом, потому что уэльсцы не были слабаками – они сражались изо всех сил, и вынудили Оффу возвести сильные приграничные укрепления между Мерсией и Уэльсом.

 

Политическое превосходство было отражено в том, как мерсийские короли обращались с церковью. Они царствовали или доминировали над всей церковной епархией архиепископов Кантерберийских, и, таким образом, оказывали огромное влияние на то, как она управлялась. Во времена Этельбальда, мерсийские кандидаты избирали архиепископа, даже несмотря на то, что в это время Кент все еще оставался до определенной степени независимым. Этельбальд также смог выступить как глава церковного собора епархии Кантербери в 746-747 годах. До этого, епископы проводили свои соборы независимо от монархов. Была ли активная роль Этельбальда встречена духовенством с приветствиями или же воспринята с негодованием? Вероятно и то и другое.

 

Этельбальд, подобно многим средневековым королям, иногда жалел о благочестивой щедрости своих предшественников, раздававших королевские земли  и права. Около 749 года Этельбальд счел необходимым настоять, что какие бы дары не были сделаны в прошлом, все земли должны предоставлять воинов и рабочих для сооружения и охраны мостов и крепостей.

 

Позиция Оффы была более сильной, чем у Этельбальда, и он смог захватить даже еще более заметную часть управления церковью. Он (и его приемник Кенвульф также) обычно председательствовали на соборах южно английских епископов. Одним из его величайших триумфов было председательство на соборе в 786 году, где присутствовали папские легаты. В этом случае, Оффа играл ту же роль, которую на континенте исполнял Карл Великий – благочестивый король и покровитель, даже глава, национальной церкви, роль, которая подкреплялась одобрением представителей Святого Петра на месте.

 

Особая религиозная роль, на которую претендовал Оффа, была подтверждена в следующем году, когда Оффа и его сын были помазаны на царство епископами, в подражание Саулу и Давиду в Ветхом завете, и более прямо, в подражание современным им франкским королям. Сам папа помазал сыновей Карла Великого несколькими годами ранее, таким образом, предоставляя церковное и божественное доказательство власти династии Карла Великого. Оффа надеялся, как оказалось потом напрасно, облегчить таким способом своему сыну дорогу к трону.

 

Вернемся к положению Оффы в церкви. Оффа мог быть очень властным добиваясь своего. В один момент он решил, что его контроль над церковью будет более сильным, если Личфилд, епископский центр его собственной территории, будет возведен в ранг архиепископства, и получит себе в подчинение многих епископов, подчинявшихся Кантербери. Архиепископство Личфилдское прекратило свое существование после смерти Оффы, но Кенвульф унаследовал большую часть власти Оффы над церковью. Когда архиепископ Кантерберийский попытался овладеть монастырями, связанными с королевской семьей, Кенвульф отстранил его от занимаемой позиции на шесть лет.

 

По крайней мере, в Сайтумбрии, Оффа и Кенвульф получили такого рода власть над церковью, какой на континенте обладал Карл Великий. Оффа и Карл Великий примерно сравнимы и в другом. Оффа был королем способным задумать и выполнить большие проекты. Сильные укрепления на границе с Уэльсом, известные как Вал Оффы, это впечатляющий образец строительства, демонстрирующий королевский контроль над ресурсами. Изначально он был 150 миль длиной, и состоял из рва глубиной в 6 футов и насыпи в 25 футов высотой. Он не был укреплен и не мог остановить решительную армию. Но препятствие такого размера было достаточно эффективным в сдерживании уэльских набегов и, таким образом, стабилизировало границу.

 

Существование вала не может быть объяснено, если не признать за Оффой способности организовано собрать десятки тысяч рабочих.

 

Оффа и Карл Великий оба известны своим интересом к регулированию и использованию торговли. Возможно, это не подтверждено в должной мере документами, и не очень интересно, но с тех пор, как эти двое стали более могущественными, чем их предшественники, мы можем говорить о том, что их интерес стал иметь в большей степени практические последствия. Ни тот, ни другой король, похоже, не сомневался в том, что может навязать свои решения своим собственным торговцам.

 

Этот период также характерен, и в Англии и на континенте, введением первой реальной, королевской денежной системы со времен Рима. В Англии это была серебряная монета, которая в итоге, стала называться пенни. Королевство Оффы, по видимому, произвело миллионы пенни. Каждый пенни был довольно порядочной суммой, но не на столько, чтобы сделать каждодневное использование проблематичным, что было проблемой многих более ранних золотых монет. Золотые монеты были медалями, или ювелирным изделием, или даже своего рода пропагандой, демонстрирующей королевское богатство. Серебряные пенни были удобными деньгами, и их существование отражает и увеличение торговли и содействие ей. Множество монет означает более богатое, коммерчески более активное общество, контролируемое и систематически эксплуатируемое королем.

 

Оффа был первым королем, который называл себя король англичан и король английской земли, иными словами, королем Англии. Кенвульф использовал даже более впечатляющий титул императора.

 

Но их власть, как и власть династии Карла Великого, была менее устойчивой, чем казалось. Убийства и гражданские споры были почти постоянной частью Английской королевской политики. Английское правило заключалось в том, что король должен иметь королевскую кровь, но не было правила говорившего о том, что он должен быть ближайшим родственником по мужской линии своего предшественника. Множество людей имело королевскую кровь, или могли претендовать на это, и многие так и делали. Соперничество и неудовлетворенность среди аристократии, временное ослабление правящего семейства, могли привести к быстрой революции во власти.

 

В начале IX века этот тип нестабильности привел к потере превосходства Мерсии на юге. Действительно, в 829 году, Мерсия была на время завоевана королем Уэссекса – или, если верить источникам, Западными саксами. К этому времени, страна была на краю величайшей политической революции. В 829 году набеги викингов били по Англии в течение одного поколения. Пока они были незначительными, но более крупные уже маячили за горизонтом. Приход викингов в Англию, наша следующая тема.   

    

           

 

        

Hosted by uCoz