Стивен Мулберегер

Стивен Мулберегер

 

1066

 

31 декабря 1065 года Эдуард Исповедник, старый и бездетный, был близок к смерти. Его наиболее могущественный подданный, Харольд, эрл Уэссекский, опытный военный лидер и наследник богатейшей знатной династии в стране, управлял Англией и к этому времени казался, по крайней мере для его многочисленных сторонников, логичным приемником Эдуарда.

 

Другими претендентами были: Харальд Хардрада, король Норвегии, и Вильгельм, герцог Нормандский, который в один момент был назван наследником Эдуарда. Помимо этих двух потенциальных противников, Харольд опасался своего собственного брата Тостига. После того как Тостиг лишился Нортумбрии, он покинул Англию, чтобы искать себе союзников, и он в любой момент мог вернуться в Англию и ступить в борьбу за власть.

 

5 января 1066 года Эдуард Исповедник умер в Вестминстере. Говорят, что в свои последние мгновения Эдуард избрал эрла своим приемником. Уже на следующий день Харольд был коронован королем Англии.

 

Внутри королевства не было никого, кто бы смог выступить против него, но вскоре начали появляться проблемы извне. В мае, вскоре после появления кометы Галлея, Тостиг Годвинсон напал на остров Уайт и совершал набеги вдоль южного побережья Англии до тех пор, пока не услышал о приближении своего брата короля Харольда. Тогда Тостиг поплыл на север к Хамберу, где он и его последователи начали опустошать округу. Эрлы Эдвин и Моркар, понеся некоторые потери, смогли отразить его вторжение. Тостиг был вынужден бежать.

 

Однако, у его брата Харольда не было времени для отдыха. Он услышал о том, что Вильгельм Нормандский собирает армию и флот, чтобы пересечь Ла-Манш, полностью посвятив себя тому, что хроника называет “величайшими морскими и наземными войсками, которые когда-либо, какой-либо король в этой стране собирал прежде”.

 

Вильгельм был правителем весьма воинственной французской провинции. В течение первой половины XI века Нормандия породила множество предриимчевых рыцарей, искавших способ сделать карьеру с помощью своего меча. Это была эпоха, когда искусство ведения войны с использованием тяжелой кавалерии достигло совершенства во Франции; это была также эпоха, когда использование замков при захвате и удержании территорий было ключевой частью военных действий. Нормандцы, по видимому, уже овладели и тем и другим.

 

Между 1026 и 1060 годами Нормандия прошла через период великой смуты. Новая аристократия, проявила себя несговорчивой, безжалостной и склонной к предательству – иными словами, искусной и в войне и в политике. Вильгельм сам был воплощением этой воинственной касты. Он стал герцогом в возрасте семи лет, обремененный пятном незаконнорожденности и, особенно, низкого происхождения (его мать была простолюдинкой, дочерью кожевника). Однако, повзрослев, он стал демонстрировать способность не только выживать, но и покорять. Он определенно был воином, искусно манипулирующим союзами, безжалостным к тем, кто противостоял ему, и милосердным и даже милостливым к тем, кто быстро подчинялся. К 1060 году Вильгельм использовал все эти качества, чтобы поставить себя во главе амбициозной аристократии и увеличить свое влияние во всех странах, граничивших с Нормандией.

 

Когда его кузен Эдуард Исповедник умер, он обладал богатством и репутацией достаточными для организации большой экспедиции с целью предъявить претензии на трон, который был ему обещан.

 

В тоже время, Вильгельм организовал дипломатическое наступление на Харольда. Использовав, как предлог, обещание Эдуарда и нарушение Харольдом клятвы поддерживать его, Вильгельм получил признание своих претензий у императорского двора в Германии. Ненормальное положение Стиганда, как епископа Кантерберийского (он одновременно занимал и престол архиепископа Винчестера, что было против правил, и за это он был предан анафеме), помогла Вильгельму получить поддержку Римской Церкви. Папство как раз вело борьбу за контроль над Церквями, и Вильгельм мог преподносить Английскую Церковь как испорченный институт, нуждавшийся в реформировании. Вильгельм, имея репутацию церковного реформатора в Нормандии, получил папское знамя, как знак одобрения экспедиции.

 

Харольд Английский ждал этого грозного соперника все лето. Но Вильгельм не пришел. Возможно Харольд собрал свои силы слишком рано. Возможно Вильгельм опасался огромного флота, которым, предположительно, обладал Харольд, и искал удобного случая. В любом случае, к началу сентября, срок несения службы ополчения истек и Харольд был вынужден распустить свои войска.

 

Почти сразу после того как ополчение разошлось по домам, новый кризис обрушился на Харольда Английского. Харальд Хардрада, король Норвегии, высадился в Нортумбрии примерно с 300 кораблями. Вместе с ним был Тостиг. 20 сентября армия Харальда была атакована нортумбрийским ополчением под командованием Эдвина и Моркара у Фулфорда, и победу одержал Харальд. Затем он и Тостиг вошли в Йорк, где внушительная часть жителей встретила их с распростертыми объятиями и просила повести их на завоевание Англии.

 

Харольд Английский быстро отреагировал на новость о высадке норвежцев. Со своей дружиной он прошел от юга Англии до предместий Йорка за шесть дней, где он соединился с Эдвином и Моркаром и остатками северной армии. На седьмой день, 25 сентября, он настиг армию Харальда у Стэмфордского моста. К вечеру Харольд Английский одержал победу. Харальд Хардрада и Тостиг были убиты, и норвежская угроза исчезла.

 

Но затем король Харольд узнал, что Вильгельм высадился в Сассексе и разоряет округу. Харальд был вынужден развернуть свои уставшие войска и возвращаться на юг настолько быстро, насколько он мог.

 

К 6 октябрю он был в Лондоне, где остановился, чтобы собрать подкрепления – он двигался так быстро, что смог лишь мог привести те силы, для которых смог найти лошадей – без сомнения сильный отряд, но слишком маленький. Харольд мог надеяться на них и на отряды, которые он мог собрать на юге. Без сомнения, если бы он подождал, он смог бы собрать большую армию. Но через пять дней он двинулся из Лондона на юг, чтобы встретиться с Вильгельмом с теми силами, что у него были.

 

Пытался ли он остановить грабеж? Был ли он не уверен в поддержке соотечественников? Или он решил положить быстрый конец неясности в том, кто правит Англией? Другой возможное предположение: Харольд хотел удивить Вильгельма и застать его в расплох, как он сделал с Харальдом Хардрадой. Возможно он пытался отрезать нормандцев от их кораблей. Но его отряды были слишком измотаны, чтобы осуществить это.

 

В ночь 13 октября, Харольд был вынужден остановиться поблизости от современного города Бэттл (рядом с Хастингсом). Вильгельм узнал о его прибытии и начал быстро приближаться. Две армии встретились в 9 часов утра 14 октября, и, как говорит Англосаксонская хроника, Харольд был застигнут этим врасплох. В соответствии с версией D, Вильгельм подошел прежде, чем армия Харольда выстроилась в боевой порядок.

 

Несмотря на то Харольд шел, чтобы напасть, он оказался удачно расположен для обороны. Он был на вершине холма, закрывая дорогу на Лондон, с флангами, защищенными крутыми склонами. Вопреки общепринятому мнению, использование кавалерии не было незнакомо в Англии того времени, но Харольд спешил свои отборные отряды, чтобы укрепить ополчение, которое было собрано так поспешно. Перед Вильгельмом стояла незавидная задача - прорваться через эту стену щитов, лежавшую между ним и Англией. Главным превосходством Вильгельма было высокое мастерство его отрядов, которые состояли из профессионалов. Его хорошо обученные кавалерия и лучники сыграли решающую роль.

 

Согласно источникам, которые мы имеем, прекрасно сработавшая нормандская тактика, состояла в притворном бегстве кавалерии, выманившим из строя англичан, которые затем были затоптаны кавалерией, внезапно прекратившей бегство и снова атаковавшей их. Также, нормандские лучники, стреляя высоко вверх, собирали обильную жатву случайных попаданий, включая самого Харольда, убитого стрелой в глаз, после чего английская армия дрогнула. Одна группа сплотилась и удерживала нормандцев некоторое время, но, в конце концов, победа нормандцев была полной.

 

Полной? Не совсем. Вильгельм избавился от наиболее опасного соперника, но он овладел лишь небольшой частью Сассекса. Эдвин и Моркар, эрлы двух больших областей, были все еще живы. Лондон, стратегически важный город не был взят. Был также другой кандидат на королевскую власть: Эдгар Ателинг, внук Эдмунда Железнобокого, правнук Этельреда Неблагоразумного.

 

Таким образом, когда Вильгельм ждал в Хастингсе покорившихся англичан - никто не пришел. Принц Эдгар, Эдвин и Моркар, Элдред, архиепископ Йоркский собрались в Лондоне чтобы организовать сопротивление. Однако эти переговоры не принесли какого-либо конкретного плана. Вильгельм дал отдохнуть своей армии и когда он потерял терпение, он начал опустошать территорию вокруг Лондона.

 

В середине декабря, он сломал волю партии Эдгара. Эдгар, Эдвин и Моркар вышли из Беркхэмстеда чтобы сдаться Вильгельму, после чего он вошел в Лондон. Здесь, или скорее в Вестминстере, который тогда находился за пределами Лондона, в Рождество, Вильгельм Завоеватель был коронован как король Англии архиепископом Йоркским. Он был провозглашен королем на французском и английском языках. Крики на английском были громче, означая признание, но они встревожили нормандские отряды находившиеся снаружи. Они подумали, что начался мятеж, и начали поджигать окрестности.

 

Хочу подчеркнуть, что до конца Нормандского Завоевания было еще далеко. Нормандское Завоевание было процессом, а не сражением, и оно продолжалось не один день и не один год, а около двадцати лет, всю остальную жизнь Вильгельма I.

 

Нормандское Завоевание имело много последствий для Англии. Одно из важнейших: победа Вильгельма оторвала Англию от Скандинавии и связала с Францией. Более 250 лет английское наиболее значительное культурное и политическое взаимодействие происходило с Норвегией и Данией и другими территориями, заселенными из этих стран. В начале царствования Вильгельма была проведена пара датских экспедиций, но после его смерти скандинавы больше не пытались завладеть Англией вновь.

 

      

Hosted by uCoz